Суббота, 20.04.2024, 15:51
Энциклопедия камней самоцветов
Главная | Энциклопедия камней | Регистрация | Вход
Меню сайта
Поиск по сайту
Категории каталога
Энциклопедия камней самоцветов [1708]
Энциклопедия талисманов и амулетов [229]
Энциклопедия минералов [212]
Энциклопедия огранщика [272]
» Энциклопедия огранщика

ОПАЛ


Ювелирные разновидности Благородный опал: камни любой из перечисленных ниже разновидностей, характеризующиеся переливами чистых и ярких тонов, известными как „игра цветов"  

Белый опал: благородный опал преимущественно белого или близкого к нему цвета

Черный опал: благородный опал, имеющий в основной массе черный или серый цвет

Огненный опал: красный или оранжевый, прозрачный до просвечивающего, с игрой  цветов или без них

Студенистый опал: сильно просвечивающий  благородный опал, почти бесцветный

Гиалит: бесцветный прозрачный опал

Обычный опал: любая разновидность, не обладающая игрой цветов

Древесный опал: опал, замещающий древесину

Иризирующий опал: прозрачный, обладающий цветовыми бликами, но менее яркими по сравнению с благородным опалом

Звездчатый опал: очень редкий, найден лишь в нескольких образцах из Спенсера

(шт. Айдахо)

Гидрофан: пористая разновидность, которая становится прозрачной при выдержке в воде; после этого могут появиться слабые или даже незаметные цветные переливы

Опал с эффектом кошачьего глаза: сообщалось о находке его в Австралии

р [1.9 – 2.2]    НМ [5.5 – 6.5]     НК [5 – 6]    R.I.[1.43 – 1.47]

 

Встречается в различных местах и в большом количестве, однако лишь незначительная его часть может использоваться  в качестве ювелирного материала. Обычно опал и в особенности опализированное дерево до сих пор добывают в виде прекрасных образцов на различных месторождениях Запада США. Лучшие сорта благородного опала в необработанном виде независимо от источника редко попадают к любителям, потому что они перехватываются скупщиками непосредственно на месторождениях. Большая часть обработанного материала, поступающего на рынок от частных мастеров, как правило, мелочного цвета с очень слабой игрой цветов. Существует практическое правило:  если игра цветов ясно видна с расстояния 60-90 см при обычном свете, то опал имеет отличное качество. Если же и при хорошем освещении необходимо всматриваться в  образец , чтобы решить,  есть ли игра цветов ,то такой материал ничего не стоит и никакое искусство обработки не превратит его в хороший ювелирный камень. Игра цветов в австралийских опалах  обычно наблюдается в прожилках, толщина которых может колебаться от толщины  волоса до нескольких сантиметров. Нередко эти прожилки проходят по молочно-белому плотному материалу - потчу,  который вообще не имеет цветных переливов, к сожалению, наиболее яркая игра цветов  часто наблюдается по толщине прожилков , поэтому приходится или делать  мелкие яркие камни, или, разрезая сырье по-иному, получать камни большего размера, но несколько приглушенных тонов. Исключительно тонкие прожилки драгоценного опала характерны также для материала, поступающего из Спенсера (шт. Айдахо), причем прекрасная игра цветов наблюдается у значительной части сырья при резке не только поперек прожилков, но вдоль них.  Перед обработкой рекомендуется просмотреть благородный опал в глицерине ли хотя бы в воде, чтобы выявить направления с наиболее эффектными цветными переливами. Этот прием пригоден почти для всех типов драгоценного опала. Когда слои опала имеют достаточную толщину, из них делают обычные кабошоны, но если слои тонкие, то они, как правило, аккуратно выпиливаются, шлифуются на плоскости и приклеиваются к  подложке, чтобы камень был достаточно высоким. В тех же случаях, когда толщина слоев не превышает толщину бумаги, камень  сошлифовывают с двух сторон, затем с одной стороны склеивают с подложкой, а с другой с прозрачной пластинкой из стекла, горного хрусталя или бесцветной шпинели. Полученный таким образом «сандвич» обрабатывают в виде кабошона с бесцветным защитным слоем наверху. Существенным преимуществом подобных  дублетов и триплетов является то, что опал  предохраняется от царапин. При резке опала рекомендуется применять самые тонкие из имеющихся пил. Куски с прожилками можно сначала обломать  противоположных сторон кусачками, а оставшуюся часть - пальцами. В старину  мастера часто сами делали пилы из кроильного железа и пилили ими опал с помощью смеси карбида кремния и воды. За исключением гиалита, имеющего вулканическое происхождение, все разновидности опала более или менее чувствительны к  нагреванию. Для большинства образцов наклейка не представляет трудностей при использовании палочки шеллака или мастики для чеканки, осторожном постепенном нагревании камня и контроле его температуры по помещенному на камень маленькому кусочку клея: когда последний  начинает плавиться, следует немедленно наклеивать камень. Крупные камни рекомендуется наклеивать холодным способом, однако применение эпоксидной смолы сопряжено с рядом трудностей. Одна из них  связана с прочностью самого опала и возможностью выкрашивания небольших кусочков при попытке отделить камень от  затвердевшей смолы. Поэтому рекомендуется применять растворители для эпоксидной смолы, причем верхняя площадка оправки должна иметь канавки, образующие каналы, по которым растворитель может свободно проникать под камень, когда наступает время отделить его от оправки. Обдирка, шлифовка свободным абразивом и другие операции должны выполняться с водой, чтобы не происходило нагревания камня. Особенно важна тщательная тонкая шлифовка, поскольку грубая шлифовка оставляет глубокие царапины на хрупком опале, которые могут выявиться при полировании. В настоящее время для шлифовки опала рекомендуют применять алмазные пасты: алмаз удаляет царапины очень быстро. Желателен размер алмазных зерен  в пастах 15, 6 и 3 мкм при последующем  полировании 1- или 0,5-мкм алмазной пастой, хотя такая же, а может быть, и лучшая полировка достигается окисью церия на войлоке.  Углы коронки 40 – 50 градусов , углы павильона 43 градуса . Хорошо использовать окись церия на плексигласе, но полирование следует выполнять с осторожностью и не допускать перегрева. Качественной полировки можно добиться окисью алюминия, окисью церия или окисью олова на олове. Может применяться алмаз крупностью 1-0,5мкм на пластмассе, но при этом в процессе полирования, чтобы избежать появления «ряби», камень необходимо непрерывно перемещать по поверхности круга. Некоторые опалы, включая драгоценные разновидности, самопроизвольно трескаются, иногда вскоре после обработки и полировки, иногда через несколько лет. Белый опал из Австралии, как правило, не подвержен самопроизвольному растрескиванию, однако могут быть и исключения. Мексиканские прозрачные опалы в большей степени по сравнению с другими имеют тенденцию растрескиваться, особенно те  в которых в одном кабошоне оказываются слои чистого и замутненного материала. Наиболее прозрачные образцы опала из Верджин-Вачли (шт. Невада) также склонны к растрескиванию, и только белый опал из этих месторождений остается стабильным. Если есть подозрение, что камень может растрескаться, рекомендуется, сделав из него заготовку - это касается как кабошонов, так и ограненного материала, отложить ее до окончательной обработки на несколько месяцев. Если к этому времени в камне не появятся трещины, он, вероятнее всего, останется прочным и в  дальнейшем. Основным источником драгоценного опала является Австралия; кроме того, прекрасный материал идет из ряда штатов Бразилии (иногда этот материал, как стало известно, пропитан пластмассой и имеет следующие свойства: р [1.85 – 2.01]   R.I. [1.410-1.460]. Недавно некоторое количество драгоценного опала, напоминающего хорошо известные прозрачные мексиканские опалы, поступило из Индонезии.

p[удельная плотность]  

НМ [твёрдость по Моосу]

НК [Кажущаяся твердость при обработке]

R.I. [Средний показатель преломления для изотропных материалов]



Форма входа
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
Copyright MyCorp © 2024